В помощь родителям, воспитывающим детей с РАС
Расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм) - это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием нарушения функционирования мозга. Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью: от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко агрессией, самоповреждением, криками.
Существуют различные виды аутизма.
Подробнее «Расстройства аутистического спектра» >>
Как распознать аутизм у ребенка?
Большинство родителей аутичных детей отмечают, что замечали особенности своего ребёнка практически с рождения. Ребенок с РАС: не смотрит в глаза, не интересуется детьми, не любит прикосновений, чувствителен к некоторым звукам, выстраивает предметы в линейку, не может говорить, не осознает опасных ситуаций, гиперактивен или пассивен, устраивает частые истерики.
Подробнее «Как проявляется аутизм» >>
Как только родители начинают подозревать у своего ребенка аутизм, им необходимо обратиться к педиатру, который проведет скрининговый тест (тест М-СНАТ) для выявления признаков аутизма в раннем возрасте. Диагноз может установить только психиатр.
Подробнее «Как происходит постановка диагноза» >>
Говоря о причинах детского аутизма, нельзя дать однозначного ответа. Прежде всего, следует сказать об «издержках цивилизации» - наблюдения показывают, что в слаборазвитых странах аутичных детей гораздо меньше. Разные специалисты выдвигают различные гипотезы – некоторые говорят о влиянии экологии, некоторые отводят главную роль в повышении частоты аутизма гормональным контрацептивам и избыточному количеству углеводов, возможно и влияние вакцинации на рост аутизма (чрезмерная нагрузка на детский организм может привести к истощению не только иммунитета, но и эндокринной системы и психики).
Подробнее «Причины аутизма» >>
Существуют несколько основных методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма — ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция). Для решения сопутствующих аутизму проблем: агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности - применяется медикаментозная терапия.
Подробнее «Как помочь ребенку с РАС?» >>
Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств. Согласно концепции, предложенной эрготерапевтом А. Д. Айрес в 1960-е годы, при аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации. Для выяснения особенностей восприятия и обработки сенсорной информации у ребенка с РАС, необходимо понаблюдать за его поведением. Это поможет лучше понять ребенка и установить с ним контакт.
Подробнее «Рекомендации специалистов по РАС» >>
Как играть с аутичными детьми?
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в индивидуальную игру.
Электронная библиотека по проблемам РАС Уважаемые родители! Информация, размещенная в «Электронной библиотеке по проблемам РАС» поможет вам понять современные подходы к проблемам диагностики, коррекции и социальной адаптации детей и взрослых с РАС. |
1. Наиболее разработана в России психологическая классификация и коррекционные подходы при работе с детьми с РАС Никольской Ольги Сергеевны.. Можно почитать книгу – «Аутичный ребенок: пути помощи».( Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., М.: Теревинф, 2000. - 336 с.), на сайте: http://www.autism.ru/read.asp?id=37&vol=0 |
2. Методика холдинг-терапии достаточно широко применялась в 90-е годы для коррекции эмоциональных проблем детей с РАС. В настоящее время не все специалисты одобряют применение этой методики, так как удержание ребенка против его воли может способствовать разрушению эмоционального контакта. Статья Либлинг М. М. «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка» была опубликована в журнале «Дефектология» (1996. - № 3. - С. 56-66). По ссылке можно прочитать всю статью - http://www.autism.ru/read.asp?id=28&vol=0 |
3. Программа Son-Rise предназначена для помощи детям с РАС, созданная более 30 лет назад супругами Кауфман, родителями с ребенком аутистом. Об их опыте социализации сына можно прочитать в книге «Победить аутизм: метод семьи Кауфман» - составитель: Н.Л. Холмогорова (центр лечебной педагогики, Москва, 2005). Перейти по ссылке: http://www.autism.ru/read.asp?id=164&vol=0 |
4. Дилигенский Н. «Слово сквозь безмолвие» (Москва, 2000) – записки-воспоминания мальчика с аутизмом о детстве и размышления о происходящем сейчас. Прочитать полностью по ссылке: http://www.autism.ru/read.asp?id=110&vol=0 |
5. Баенская Е.Р. «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием» Книга доступна по ссылке: http://www.autism.ru/read.asp?id=97&vol=10 |
6. Заломаева Н.Б. «Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам» «Для обучении аутичных детей чтению и письму была модифицирована методика "глобальное чтение". Эта методика была первоначально разработана для глухих детей (см. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М.: Педагогика, 1971). В нее были введены некоторые традиционные приемы работы по развитию способности выделять звук и букву в слове, по отработке графических навыков и обучению началам письма». Прочитать дальше можно по ссылке: http://www.autism.ru/read.asp?id=45&vol=0 |
7. Визуальное расписание для ребенка с аутизмом. Как составить: http://outfund.ru/chto-takoe-vizualnye-raspisaniya-dlya-rebenka-s-autizmom/ |
8. «Аутичный ребенок: проблемы в быту» (Методические рекомендации, Москва, 1998). В брошюре рассказывается, как научить ребенка с РАС социально-бытовым навыкам. По ссылке: http://www.orikhiv-dnz5.edukit.zp.ua/Files/downloads/Аутичный%20ребенок%20в%20быту.pdf |
9. «Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом» Ульянова Р. К. В статье рассказывается, как развить крупную и мелкую моторику у детей с РАС. Предложены упражнения. По ссылке: http://www.autism.ru/read.asp?id=42&vol=0 |