Автор работы: воспитатель1 квалификационной категории Квадрициус Татьяна Михайловна
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием приёмов мнемотехники и нетрадиционной техники изодеятельности в старшем дошкольном возрасте.
Тема: Путешествие по осеннему лесу.
Образовательные области:
- Речевое развитие.
- Художественно – этетическое развитие.
Цель: Закрепление представлений детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь по теме «Осень».
- Упражнять детей правильно согласовывать слова в предложении.
- Развивать связную речь (составление распространенных предложений).
- Закрепить знания о временах года, сезонных явлениях природы.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
- Совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Материалы:
- Волшебная палочка
- Магнитофонные записи (П.И.Чайковский «Октябрь»).
- Мнемотаблица «Осень. Осенние изменения в природе».
- Шкатулка.
- Картинки-модели, обозначающие времена года (листик, снежинка, подснежник, солнце).
- Сюжетные картинки («Зима», «Осень», «Весна», «Лето»).
- Макет дерева на ватмане и цветные макароны.
- Макеты «Осенние деревья», «грибы».
Ход
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас не простое занятие, а волшебное, потому что мы отправимся в путешествие по осеннему лесу. У меня есть волшебная палочка, если я взмахну ей, мы окажемся в лесу.
Воспитатель: Вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь! Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки.
1 - 2 - 3 - в осенний лес нас унеси.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?
Дети: Эта музыка спокойная, грустная, печальная.
Воспитатель: Как в думаете с каким временем года можно связать?
Дети: Осень.
2. Психогимнастика.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Как здесь красиво! Покажите, какие в лесу большие деревья (дети встают на носочки и поднимают руки). А теперь, представьте, что подул ветер, закачались деревья (дети подняли руки вверх и раскачиваются, с усилением ветра дети все сильнее кружатся, в конце «листики» опадают). Ветер затих, в лесу стало тихо и спокойно, а мы с вами пройдем на свои места
3. Беседа об осенних изменениях в природе.
Воспитатель: Мы с вами оказались в лесу? А какой это лес?
Дети: Это осенний лес.
- Давайте полюбуемся осенним лесом,…. И расскажем о том, что происходит в природе осенью. А в этом нам поможет таблица.
Воспитатель показывает мнемотаблицу, а дети рассказывают об осенних изменениях в природе.
Воспитатель: Какая погода осенью? (солнце; небо; погодные явления (дождь, ветер…), температура)
Дети: Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно.
Воспитатель: Как изменились растения осенью? (деревья; кустарники; трава, цветы; листья)
Дети: Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. В лесу после дождя появляются грибы. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы.
Воспитатель: Что происходит осенью у животных? (впадают в спячку или нет; как готовятся к зиме; линяют или не линяют; куда исчезают насекомые)
Дети: Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые.
Воспитатель: Как меняется поведение птиц осенью?
Дети: Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Нет пищи, насекомые спрятались.
Воспитатель: Чем заняты люди осенью?
Дети: Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Что одевают люди осенью?
Дети: Люди надевают осенью тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.
Под деревом стоит шкатулка. Воспитатель берет её и рассматривает.
Воспитатель: Интересно, что лежит в этой шкатулке? Воспитатель открывает шкатулку.
4. Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Дети здесь лежат какие-то картинки. Возьмите каждый по одной. У кого что?
Дети: Листик, снежинка, подснежник, солнце.
Воспитатель: А кто догадался, что означают эти картинки?
Дети: Времена года. Зиму, лето, осень, весну.
Воспитатель: Правильно, дети! Это четыре сестрицы, 4 времени года.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Когда это бывает?» и проверим, хорошо ли знаете времена года и их признаки. Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать «Когда это бывает?» и показывать соответствующий символ, у кого он есть. Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с этим заданием! Давайте немножко отдохнем и поиграем.
5. Физ. минутка «Ёжик» (дети имитируют движения по тексту).
По сухой лесной дорожке
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягоды, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк -
- ёж в клубок. (Дети садятся на корточки).
Ощетинит ёж иголки: (Дети выставляют пальчики).
- достанется он волку. (Дети грозят пальчиком).
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Занимайте каждый свое место. Дети садятся на стулья.
6. Изготовление панно «Осеннее дерево».
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествуем в осенний лес и в завершение давайте частичку сказочного осеннего леса принесем в группу – сделаем вместе красочное осеннее дерево. Вот у меня есть дерево, но чего –то не хватает. Чего не хватает? (Листьев). Вот у меня тут листья разных цветов. Сейчас мы их приклеим. (Дети берут листья и приклеивают к веткам дерева).
Воспитатель: Молодцы ребята!
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ну а теперь пришло время вернуться назад - в детский сад.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.
Воспитатель: 1 - 2 -3 снова в сад нас принеси. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да!
Рефлексия: (звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались (ответы детей.) Что нового вы узнали?
|